Главная русская страница  >>>  Обзор публикаций  >>>  Управляем ли мы окружающей средой?
Цыганков Александр Павлович
Генеральный директор
Центра чистого производства
и устойчивого развития
УПРАВЛЯЕМ ЛИ МЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ?
Известно, что сохранение окружающей природной среды является одной из главнейших проблем человеческой цивилизации. Очень часто человечество ведет себя как неразумное дитя, надеясь, что его шалости с природой как-то обойдутся и останутся без последствий, пройдут, не привлекая особого внимания.

Однако, ничто не сходит с рук и наши хитрости в конечном итоге приносят ущерб в гораздо больших размерах, чем мы рассчитывали в начале событий. Несть числа мрачным сценариям развития прогресса, впрочем, их влияние на практические действия индивида или сообщества крайне незначительно.

Чтобы сохранить себя, любимого, или природу, или то и другое, создаются и совершенствуются системы контроля и управления окружающей средой в рамках общегосударственной системы, базирующейся на имеющихся законодательных актах.

Сейчас страна испытывает очередной вал управленческих изменений, т.к. прежняя система заимствованная у Запада в виде министерства и агентств - оказалась естественно неудачной, как и многие другие бездумные заимствования.

Фактически происходит постепенный возврат к созданию единого Госкомитета по охране природы, который был создан в январе 1988 года и нежданно-негаданно разрушен в мае 2000 г.

Этот процесс идет, но медленно, что снижает и ту бесконечно низкую эффективность управления, которая существует. В ходе этих перестановок вытесняются квалифицированные кадры, имеющие опыт, и вместо них приходят люди, убежденные в том, что они могут руководить абсолютно всем в нашей удивительной стране. Это чем-то напоминает 30-е годы, когда во главе суперпроектов назначали деятелей с идеологической преданностью, а отсутствие образования должно было бы компенсироваться строгим выполнением многочисленных указаний партийных и иных органов.

Характерной особенностью современной обстановки является возникновение наряду с Федеральными системами управления - параллельных систем в составе территориальных Администраций, что неизбежно приводит к соответствующим разногласиям и противоречиям. Эти подразделения не наделены многими правами, как федеральные, но поскольку они входят составной частью в Администрацию, то де-факто обладают воздействием и влиянием на деятельность всех видов производственных компаний.

В конечном итоге все вращается вокруг контроля за количеством поступающих в природную среду загрязняющих веществ в виде сточных вод, атмосферных выбросов и твердых отходов производства и потребления.

Предполагается, что, установив якобы научно-обоснованным методом верхнюю планку для этих веществ и введя штрафные санкции за превышение нормативов, можно тем самым стимулировать руководство предприятия к их уменьшению. Из этого вытекает, что построив т.н. очистные сооружения можно навсегда решить все существующие проблемы. Эти сооружения требуют средств и немалых и для того, чтобы их найти, нужно иметь мощные финансовые источники. Если их выделять из бюджета или из прибыли процветающих предприятий, то нужно забыть о развитии текущей деятельности, для которой возникло данное предприятие. Этого естественно не происходит, но возникает дискуссионная возня, которая обеспечивает нормальное существование большому количеству участников этого действа на протяжении бесконечно длительного периода.

Премьер встречается с Министром природных ресурсов и экологии и требует от него увеличить штрафы за сброс загрязненных сточных вод. В принципе бумага все стерпит, можно конечно и повысить штрафы в 2, в 3 или более раз, но мы подходим к проблеме - как снять с одной «овцы» не одну, а две или лучше три шкуры, что как не прискорбно не позволяют экономические законы и правила. Можно, конечно, предъявить крупному Комбинату фантастический иск – в миллиарды рублей, долларов, если хотите в евро, но почему-то при этом не возникает вопрос, а что с ним будет, если оно завтра возьмет и переведет эту сумму на какой-либо федеральный счет. Предприятие перестанет платить зарплату своим специалистам и рабочим, оплачивать поставку сырья и энергии, строить дома и школы, больницы в том городе, где оно находится, т.е. закроется. Средства, перечисленные на некий счет, другим слоям населения особой радости не принесут, а скорее наоборот вызовут спад и в тех отраслях, где до этого момента все обстояло более и менее благополучно.

Подобная картина противоречит интересам общества, поэтому чаще всего превращается в замкнутый процесс предъявления санкций, их анализу и обсуждения с постоянным затуханием и последующим возобновлением после очередного крика «Доколе!». Классический пример Байкальский ЦБК, вокруг стоков которого многие десятилетия ведутся обсуждения, появляются решения высоких органов, а пока ничего разумного так и не сделано, и особых надежд нет.

Принято считать, что если введены в действия очистные сооружения (водо и газо), то тем самым выполнены требования природоохранительного законодательства и можно не беспокоится. Однако очистные сооружения могут эффективно работать только для определенных классов веществ и в том или ином приемлемом диапазоне концентраций. Иначе мы получаем иллюзию, что все сделано и отныне не только природа, но и здоровье людей в сохранности. А что на самом деле?

Московский градоначальник объявил, что проблема мусора будет быстро решена с помощью нескольких мусоросжигательных заводов, размещаемых по кольцевому периметру городской территории. Заводы будут куплены у зарубежных фирм с самой-самой передовой технологией сжигания и очистки отходящих газов и сточных вод. Подразумевается, что средств жалеть не будут, радуйтесь москвичи. Однако в многочисленных статьях как-то стыдливо умалчивается проблема диоксинов, сильнейших ядовитых веществ, которые будут неизбежно образовываться при сжигании, т.к. в отходах присутствует очень распространенный пластик - полихлорвинил.

Малая концентрация диоксинов не позволяет что-либо с ними сделать в рамках доочистки, поэтому в перспективе мощное воздействие на здоровье этих ядов с возможными печальными последствиями. В России уже работает в Мурманской области мусоросжигательный завод, выбрасывающий в арктический воздух большие количества диоксинов, и наши северные соседи готовы оказать нам любое содействие в прекращении этого безобразия, но пока все остается по-прежнему. Здесь нужна не газоочистка, а отдельный сбор хлорсодержащих органических веществ (ПХВ), но как это сделать пока не предложено. Аналогичное решение нужно и для Москвы, т.е. предварительная сортировка отходов, содержащих пластические массы. Однако к этому городское хозяйство не готово, тем более, что на это потребуется не только крупные средства, но и изменение сознания жителей города.

Указанные примеры показывают, что уповать на очистку нельзя, т.к. в конечном итоге эта технологическая операция не может избавить от всего разнообразия загрязнений направляющихся в природную среду.

Остается только один выход провести анализ всей технологической цепочки от сырья до готового продукта и аккуратно выделить те стадии, на которых происходит образование будущего загрязнителя.

На этой стадии его нужно и можно изолировать и ввести дополнительную стадию обезвреживания от простого сбора и накопления до разложения на безвредные продукты. Это возможно и теоретически и практически, но потребует дополнительных инвестиций и перестройки операционного мышления проектантов, конструкторов, технологов и рабочего персонала. Инерция прошлых десятилетий и смешивая всего и вся с расчетом на волшебные очистные сооружения очень велика и нужны усилия, чтобы ее преодолеть. Однако есть ли выбор? Природа под прессом прошлых действий подверглась радикальным изменениям, которые в конечном итоге действуют на здоровье и состояние человека. Его мотивация и психология незаметно изменяются в сторону привыкания к возникшему нарушению. Процесс разрушения в свою очередь усиливается и в конечном итоге мы должны подойти к той черте, за которой деградация и вероятно исчезновение с этой грешной земли. Иногда думаешь, а не запланировано ли это где-то там, наверху, поскольку напряженность растет в глобальных масштабах.

Конечно, может быть, выделение диоксида углерода как следствие сжигания углеродного топлива для получения энергии и действуют на климат, хотя многие ученые и специалисты сомневаются, но если мы уменьшим образование этого соединения, то тем самым прекратим чрезмерно расходовать ресурсные накопления прошлых веков и эти усилия как-то стабилизируют ситуацию. В сущности, все экологические мероприятия нужно начинать исходя из принципа всемирной экономии энергии, т.к. при этом резко снижается поступление загрязняющих веществ в природную среду. Если нужно уменьшить потребление энергии в процессах очистки, то для этого нужно или внедрить новый малоэнергетический процесс или же уменьшить объем реакционных масс, т.е., например, объем воды, концентрацию загрязняющих веществ и др. Это означает, что нужно проводить анализ и модернизацию всего технологического процесса, с тем, чтобы перейти на наилучший доступный метод в английском изложении Best available technique (BAT). В Европейском союзе принят в 1996 году специальный документ директивное письмо, которое является обязательным для всех компаний. В дополнении к этому письму выпускаются описания рекомендованных ВАТ для тех или иных отраслей промышленности. В России сделана попытка разработать такой же сборник ВАТ для целлюлозно-бумажной промышленности в рамках Ассоциации соответствующих предприятий. Однако этот документ должен получить одобрение какой-либо федеральной структуры, в частности Ростехнадзора, однако это уважаемое ведомство третий год хранит таинственное молчание.

Хотелось бы обратить внимание на накопленный опыт развития и внедрения экологически более чистого производства в России.

Это направление было определено и поддерживается ЮНЕП последние двадцать лет, как одно из главнейших стратегических направлений природоохранной стратегии, что нашло в частности отражение в документах Всемирного экологического саммита в Йоханнесбурге в 2001 году.

Благодаря поддержке Норвегии в течение последних четырнадцати лет специальные программы по освоению экологически более чистого производства провели на более чем 800 предприятиях в основном в Северо-западном регионе. Получен существенный экологический эффект в пределах от 2 до 5 рубля на каждый рубль, вложенный в программу. Привлечены первые инвестиции со стороны Северного фонда инвестиций в природоохранные мероприятия для Соломбальского ЦБК и Жешартского фанерного комбината. На очереди использование методологии чистого производства для ликвидации т.н. «горячих» точек, определенных Советом Баренцева региона, т.е. первоочередных задач для восстановления природной среды этой части Арктического региона.

В 2007 году норвежские независимые эксперты провели оценку состояния российско-норвежского сотрудничества по охране окружающей среды, в том числе и в области чистого производства. В этом направлении отмечены полученный положительный результат, однако норвежская сторона не понимает, почему со стороны руководящих природоохранных органов России практическим вопросам экологической модернизации предприятий внимание не уделяется. Для решения этой проблемы нужно гораздо меньше средств, чем на газо и водоочистные сооружения. Основные усилия могут быть предприняты предприятиями за свой счет, т.к. при этом улучшаются экологические и экономические показатели деятельности. Однако нужно административное давление со стороны всех видов природоохранных органов. В первую очередь, региональных, т.к. они лучше знают особенности существования предприятий. Новый президент Д. Медведев в своих первых выступлениях призвал к реализации чистых технологий и производств, но как довести эти идеи до руководителей компаний с тем, чтобы привести весь механизм в действие.

Производство должно стать приемлемым для окружающей среды и это нужно осуществить, возможно, быстрыми темпами, чтобы избежать непоправимых изменений, угрожающих состоянию цивилизации.

Может быть, мы придем, наконец, к победе здравого смысла и создадим единую структуру природоохранных органов, базирующуюся на активных региональных отделениях, отвечающих в первую очередь перед своим населением за сохранение природы.

И не стоит медлить и ожидать очередных исторических постановлений, т.к. неизбежное реальное преобразование любого предприятия в первую очередь зависит от усилий и ответственности инженерно-технических специалистов и рабочих этого предприятия.

111250, Москва, ул. Красноказарменная, 12
Тел./факс: (495) 3619886   (495) 3619832   Моб.тел.: 8-916-693-42-90
E-mail:     edcentcp@deol.ru

Hosted by uCoz